Алгоритм Королёв: нейронный поиск по уникальным запросам

Яндекс. Алгоритм Королёв

Яндекс запустил нейронный алгоритм «Королёв». Новая поисковая технология использует машинный поиск по смыслам запросов. Налицо эволюция от ключевых слов к глубокому анализу намерений пользователей и содержания документов. Кардинально изменилась архитектура поиска и со временем обещано улучшенное качество ранжирования сайтов.

Алгоритм Яндекса Королёв

 

 

    Анонс

    Вопросы

    Видео

•   Подробности

    Мнения

    Хотелки

•   Будущее

 

 

 

 

Официальная информация

 

22 августа 2017 года в торжественной обстановке Московского Планетария Яндекс анонсировал запуск алгоритма «Королёв». Это новая версия смыслового поиска, когда нейронные сети учатся сопоставлять по смыслу пользовательские запросы и контент интернет-страниц. Предназначение алгоритма Яндекса – предоставлять релевантный ответ по сложным, уникальным информационным запросам. Искусственный интеллект анализирует данные поисковой статистики, оценку асессоров (толоковеров) и мнение многомиллионной пользовательской аудитории.

 

Алгоритм «Королев» – это второй этап на переходе к смысловому поиску. На первом этапе был алгоритм «Палех», когда содержание поискового запроса сравнивалось с заголовком (тайтлом) интернет-страницы. Благодаря огромному потенциалу нейронных сетей у Яндекса появилась возможность анализа контента всей страницы. Например, поисковик может найти произведение искусства по его приблизительному описанию или дать точный ответ о предмете поиска по его некоторым характеристикам. Теперь по одному отдельно взятому запросу анализируется и сопоставляется до 200 000 релевантных документов. То есть, поиск стал ещё глубже и намного точнее. Также учитывается смысл других запросов, по которым ранжируется страница.

 

Вопросы и ответы

 

Вопрос. Когда заработает алгоритм «Королёв»?

Ответ. Уже запущен.

 

Вопрос. Как строится выдача?

Ответ. Результаты выдачи формируются на основе данных предыдущих поисковых запросов.

 

Вопрос. В чём разница между алгоритмами «Палех» и «Королев»? Ответ. Первый работает только с заголовками страниц, второй – с полнотекстовыми документами.

 

Вопрос. Как нейронные сети будут противостоять спамовым методам оптимизации?

Ответ. У нового алгоритма ещё большая степень защиты от манипуляций.

 

Вопрос. Когда ждать изменений в выдаче?

Ответ. По мере накопления данных.

 

Вопрос. Запущенный алгоритм поможет вывести сайт из фильтра Баден-Баден?

Ответ. Алгоритм Королёв – это не способ для снятия пессимизации сайта. Чтобы выйти из под Баден-Бадена, следует удалить переоптимизированные тексты.

 

Вопрос. В веб-мастере должны быть сообщения, что сайт под ББ или нет? Вы сообщаете сайту, что он в Бадене или нет?

Ответ. Когда нарушения касаются всего сайта – то в Вебмастере будет извещение. Когда некоторые страницы имеют проблемы с оптимизацией, тогда предупреждений нет, но это учитывается при ранжировании.

 

Вопрос. Королев работает по всему поиску или по отдельным группам запросов?

Ответ. Да, по всему поиску. Работает с запросами пользователей и смыслом текстов на страницах.

 

Вопрос. Как Королев обрабатывает коммерческие темы?

Ответ. Заметно на сложных типах запросов. В тех случаях, когда пользователь задает вопрос о предмете, но не знает его точного названия.

 

Вопрос. Хотелось бы получить рекомендации для вебмастеров и подробности алгоритма: каких запросов коснулся, процент от общего числа. Также хотелось бы увидеть конкретные рекомендации по контенту, вместо расплывчатой фразы «делайте для людей».

Ответ. Алгоритм «Королёв» работает по всему поиску Яндекса и для всех групп поисковых запросов. Рекомендации по оптимизации остались прежними. Результаты особенно заметны для НЧ-запросов с «длинным хвостом».

 

Вопрос. Как новая технология поиска скажется на индексировании и ранжирование моего сайта?

Ответ. Принципы оптимизации не поменялись. Чем лучше Ваш сайт – тем выше его позиции в выдаче. Теперь стало больше сигналов, когда учитывается смысл контента страниц и его релевантность запросам.

 

 

Видеопрезентация алгоритма «Королёв»

 

 

 

 

Подробности нового алгоритма

 

С каждым годом искусственный интеллект (ИИ) становится «умнее». Теперь поисковые технологии работают со смыслом запросов и предоставляют совершенно точный ответ по самым различным темам. Вместо примитивного анализа частоты вхождения ключевых слов (привет горе-оптимизаторам с дотошными ТЗ и 100% уникальностью по Адвего) поисковики взяли на вооружении беспредельные возможности нейронных сетей.

 

Поисковое продвижение всегда было и остается интересной услугой. Она конкурирует с контекстной рекламой и у заказчиков иногда возникает желание сэкономить. Зачем платить в Яндекс.Директе по 100 и более рублей за 1 клик, когда можно заказать оптимизацию по смешным ценам (от 5 000 рублей). Это одно из обстоятельств, почему Яндекс постоянно меняет и усложняет поисковые алгоритмы. Чтобы путать карты оптимизаторам и уводить клиентов в платный поиск.

 

После появления большого количества коммерческих сайтов возникла потребность в их поисковом продвижении. С усложнением алгоритмов менялись методы манипуляции: на смену покупным ссылкам пришли сео-тексты и накрутка поведенческих факторов. В ответ Яндекс ещё более усложнил формулы ранжирования и восемь лет назад внедрил Матрикснет – технологию машинного обучения на множественных критериях. Использование нейронных сетей и появление вычислительных мощностей следующего поколения ознаменовало дальнейшее усложнение поиска с пониманием смысла пользовательских намерений и предоставление максимального релевантного контента веб-страниц. Этим самым и занимается «Королёв».

 

Новый алгоритм базируется на фундаменте «Палеха», который сопоставляет запрос и заголовок страницы, определяя релевантность документа. При помощи векторов сравнивается смысловая близость текстов и семантических связанных запросов. «Палех» работает следующим образом:

 

  • После получения запросов тексты переводятся в векторную форму
  • Вектора сравниваются между собой и полученный результат используется в качестве фактора ранжирования.
  • Благодаря семантическому сопоставлению запроса и текста выявляются глубинные смысловые связи.

 

Чтобы реализовать потенциал «Палеха» Яндекс перешел от векторного анализа заголовков к самим текстам. При классическом ранжировании документов значительная часть лучших сайтов терялась на ранних стадиях. Это было обусловлено особенностями обработки объёмных документов по уникальным и низкочастотным запросам, когда требовалось обрабатывать сложные матрицы в короткое время. Для решения этой задачи, Яндекс решил использовать нейронные сетевые модели для моментальной обработки значительного количества документов.

 

Когда сложно упростить громоздкую процедуру ранжирования, можно оптимизировать ресурсы, например, вместо загрузки процессоров использовать возможности памяти. То есть, основную, самую ресурсоёмкую часть работы выполнить до того, как будет задан запрос и после сравнить вектора между собой. Это сэкономит время пользователям, но потребует больше памяти для хранения полученных результатов.

 

Инновационный подход с помощью нейронных моделей помог на несколько порядков увеличить глубину проработки запроса. Например, алгоритм «Королёв» способен проанализировать до 200 000 документов, чтобы предоставить максимально релевантный ответ. Заранее просчитанные вектора текстов позволяют работать не с полнотекстовым документом, а с ограниченным массивом чисел фиксированного размера. Он удобен для перемножения и сравнения, не требует много ресурсного времени, предоставляет возможность для быстрого ответа даже на самые сложные и каверзные запросы.

 

Ещё одно преимущество алгоритма «Королёв» – это изменённая архитектура слоев и дополнительный индекс. Все ресурсы процессора расходуются только для хранения и обработки последнего слоя в индексе Яндекса. Это экономит мощности и сохраняет производительность работы, как в алгоритме «Палех». Продвинутый подход предусматривает построение дополнительного индекса, где заранее проанализированы документы с релевантным содержимым, подходящих к запросу из нескольких слов. Это позволяет быстро обработать вопрос и предоставить подходящий ответ, не заставив долго ждать пользователя.

 

В обозримой перспективе «Королёв» сможет сопоставлять семантику запросов и смысл страниц так же хорошо, как это делает обычный среднестатистический пользователь.

 

 

Частные мнения

 

  • Появился шанс для продвижения по НЧ-фразам новостных, информационных и кулинарных сайтов; эти веб-ресурсы потеряли значительную часть трафика после запуска фильтра Баден-Баден и усиления коммерческих факторов.
  • В электронной коммерции всё будет по-прежнему, так как в интернет-магазинах коммерческие факторы ранжирования превалируют над текстовыми.
  • Усложниться возможность для манипуляций алгоритмами ранжирования, а низкопробные сео-тексты будут вымываться качественными материалами с добавочной ценностью, где есть место анализу и сравнению, где заметен стиль автора и есть польза для читателя.
  • Увеличатся требования к текстам – поверхностный рерайт, лютый переспам и водность будут ещё больше вредить ранжированию конкретного сайта; в цене будут статьи с богатым семантическим разнообразием, в информационном стиле, предельно конкретные, четкие, лаконичные.
  • Качественная SEO-оптимизация ещё больше приблизится к поисковому маркетингу и начнет «понимать» потребности бизнеса; этот тренд успешно развивается в зарубежном интернете и благодаря Яндексу сайты станут более юзабельными, полезными и конкурентоспособными. 
  • Обозначилась стратегия развития машинного поиска, когда нейронные сети учатся «думать», как человек. Со временем новый алгоритм Яндекса сможет обучаться на результатах собственной работы и реакции пользователей.

 

 

Пожелания пользователей

 

 

 

Как быть на этот раз

 

После запуска алгоритма «Королёв» усилился спрос на качественный контент по информационным тематикам. Чтобы находиться в русле сложившейся тенденции и развивать естественное seo-продвижение, придется внимательно относиться к оптимизации контента, особенно к содержанию мета-тегов. Ещё больший интерес будет представлять контент-маркетинг, как альтернативный способ привлечения целевого трафика не только из выдачи, но из трастовых веб-ресурсов, социальных сетей и других маркетинговых каналов. Алгоритм «Королёв» завершает эпоху дешевых seo-текстов и других манипуляций с текстовыми факторами. Теперь в тренде авторский копирайтинг, как реальный способ привлечения целевого трафика, мотивации покупателей, решения многочисленных задач коммерческого характера.

 

 

WM+

 

 

Заказать правильную оптимизацию сайта

Другие новости Яндекса

 





Новости поисковых систем

 

 

 

© WaterMillSky 2012-2017